Ты увидишь, что напрасно называют Север Крайним... Часть1.

Наверное, опять получится много... много фото, много впечатленй, много букв... :))

Много нас! 22 человека (12 взрослых и 10 детей), 5 машин, 6 палаток... Банда собралась нехилая! (бОльшим количеством мы ездили только в нашу самую первую поездку в Финляндию)



До места общей встречи все добирались самостоятельно (мы из Твери, как обычно, не без приключений - у нас случился "разрыв патрубка интеркулера на впускной магистрали к дроссельному узлу турбонаддува дизельного двигателя" - о как! - пишу со слов мужа, т.к. для меня это китайская грамота...:)), ремонтировались в Череповце (все официалы уже отдыхали, поэтому спасибо просто добрым умельцам из гаража - приспособили какую-то трубку от КамАЗа. Там прикрутили, тут постучали, в общем, нет ничего более постоянного, чем временное...))).


К месту встречи приехали уже в ночи, когда все остальные уже были в сборе...
Ребята нас ждали с чаем и тортиком! Посидели, поболтали и отправились спать, завтра начнется такая долгожданная наша поездка на Кольский полуостров!

Утром, пока еще лагерь спит, брожу с фотоаппаратом:


и лишь только рыбаки уже расчехлили свои удочки... Поймали несколько окушков, но так как этого было несерьезно мало на нашу компанию, отпустили их с миром.


Река Кемь:



А это уже весь наш муравейник проснулся. Первое утро, первый завтрак... Движуха! :))


У нас на завтрак рисовая каша, у кого с тушенкой, у кого со сгущенкой...


Утренняя зарядка... то ли у дяди Сережи, то ли у Арины! ))



Поехали! Наша машина пятая в колонне:


Едем в Вытегру. Музей Волго-Балт:




Памятник "Вечная память воинам вытегорам":



Сегодня 26 июля, День Военно-Морского Флота! Удачненько мы попали на праздник в Вытегре!
Накупили меда и медовухи (гы, "не повезло" тем, кто не за рулем! нам же пришлось медовухи дегустировать... ;)))))


не-не, не подумайте ничего плохого - это дети мед выбирают! ;))



Там вдалеке торпедная подводная лодка Б-440, переделанная в музей. Возле нее, конечно же, и празднества!


Какая же она огромная по сравнению с С-56, на которой мы были во Владивостоке!


Большая океанская дизельная подводная лодка "Б-440" проекта 641, построенная на Ново-Адмиралтейском заводе (Ленинград) в 1969 г. Она находилась в составе 4-й эскадры субмарин Северного флота, с 1992г. выполняла учебно-боевые задачи на Балтийском флоте, несла боевую службу в Атлантическом океане и Средиземном море, а с 2005г. - на вечной стоянке у берегов Вытегорского залива. 
В этом музее есть и боевые механизмы, и посты экипажа, и каюты капитана, штурмана и радиста. Дети посмотрели в перископ, поднялись на мостик корабля, залезли везде, где можно залезть... 







Мы здесь, в Вытегре!
(забегая вперед, скажу: Онежское озеро мы будем объезжать не как все - по западному берегу, а с востока, а фотографии участка дороги, который здесь пунктиром, будут ниже...))










Мои "морячкИ":








Честно-честно, медовуху еще не пили!!! :))







В маленьких городишках ощущение праздника и какой-то единый порыв определенно сильнее! С праздником, моряки!

Пообедали в Вытегре и поехали дальше. Сегодняшняя наша ночевка где-то на Онежском озере в Карелии...



Помните про участок дороги, обозначенный пунктиром? вот он! ))))



а это уже впереди само Онежское озеро виднеется!





Стоянка на Онежском озере. Моя добытчица!












Позавтракав, отправляемся в путь. Сегодня у нас встреча в Повенце с экскурсоводом, который расскажет нам об этих местах.


Подъехали. Сергей Иванович нас уже ждет! Экскурсия началась прям отсюда...



Сначала он рассказал нам про "Осудареву дорогу", которая предназначалась для перемещения на повозках войск, генералитета, духовного синклита и артиллерии. Также существовало предположение, что по дороге осуществлялся волок двух малых фрегатов «Святой Дух» и «Курьер», построенных в Архангельске, на Ладожское озеро и в Неву для содействия войскам во взятии шведских крепостей. 
Дорога была разведана по древнему новгородскому пути и проложена по заболоченным лесам. Руководил строительством сержант Преображенского полка М. И. Щепотьев, строительство вели около 5000 крестьян из Архангельской, Олонецкой и Новгородской губерний. 

Строительство началось в двадцатых числах июня 1702, а 14 июля Петру I было доложено, что дорога готова. Таким образом, примерно за 20 дней была построена дорога протяжённостью в 264 км!!!!!
Именно она - эта просека шестиметровой ширины, проложенная от Белого моря к Онежскому озеру - и послужила прототипом легендарного канала! 


Потом Сергей Иванович рассказал нам про строительство Беломорско-Балтийского канала. 

По указанию И.В.Сталина канал длиной в 227 км должен был быть построен за двадцать месяцев - с сентября 1931г. по апрель 1933г. (для сравнения: Панамский канал длиной 80 км строился 28 лет, Суэцкий канал длиной 160 км - 10 лет). 


В период строительства Беломорско-Балтийского канала в СССР существовал серьезный дефицит техники и дорогостоящих стройматериалов, поэтому главной движущей силой строительства стал физический труд заключенных, а стройматериалами – дерево, камень, грунт и торф. Беломорканал стал первой стройкой народного хозяйства, где в таких масштабах использовался труд заключенных ГУЛАГа. 

Использование труда заключенных на строительстве Беломорско-Балтийского канала властями подавалось как пример перевоспитания преступников трудом. Чтобы показать меняющийся статус тружеников, для них было придумано новое наименование – «заключенный каналоармеец». Данное название в документах сокращалось как «з/к». Именно отсюда появилось жаргонное прозвище лиц, отбывающих наказание – «зэка».

Это мы у шлюза №2:


Еще Сергей Иванович рассказал нам и о гениальной конструкции Беломорканала! (к сожалению, имена выдающихся инженеров-героев, разработавших его, всегда были засекречены, думаю, что мы уже и не узнаем их никогда...)

В составе Беломорканала 127 гидротехнических сооружений, в том числе 19 шлюзов (из них 13 двухкамерных и 6 однокамерных), 13 плотин различных конструкций, 47 дамб, 13 водоспусков, регулирующих уровни в межшлюзовых бьефах, 34 искусственных канала, 1 волнозащитный мол. Протяженность напорного фронта сооружений более 47 км. С помощью этих сооружений суда из Онежского озера поднимаются на 74 метра в водораздельный бьеф между шлюзами № 7 и 8, а затем опускаются на 102 метра к Белому морю.



Самое удивительное, что питание канала водой осуществляется за счет естественной приточности! И за все время работы канала ни разу не возникало проблем с водой! Навигация на канале длится в среднем 180 суток, со второй половины мая по первую декаду ноября. А условным направлением течения считается направление от Онежского озера к Белому морю, все навигационные знаки (буи, маяки) оборудованы в соответствии с этим правилом. 

Кому интересно узнать поподробней, как работает канал, вам сюда...

И вот представьте, это гениальная инженерная конструкция... и за 2 года!!!!!


Пока Сергей Иванович рассказывает нам про канал...



Снимаем детей, и все вместе идем в Храм Святителя Николая:

                         









 А потом мы поехали в жутчайшее место - Сандармох... Пишу, а слезы даже от воспоминаний сами наворачиваются на глаза...

На 19-ом км дороги Медвежьегорск-Повенец в урочище Сандармох находится место массовых расстрелов узников сталинских лагерей и репрессированных жителей Медвежьегорского района. Это самое большое на Северо-Западе России захоронение жертв кровавых политических репрессий 1937-1938 гг. На территории 7,5 га выявлено 236 братских могил, которые представляют собой провалы земли прямоугольной формы. В каждой из могил захоронено несколько десятков безвинно убитых. По архивным данным, всего было расстреляно более семи тысяч человек: рабочих, крестьян, служащих, деятелей культуры и искусства, служителей культа и военных.
Массовые расстрелы начались здесь 11 августа 1937 года и продолжались 14 месяцев. Известно, что в урочище Сандармох было уничтожено 3,5 тысячи жителей Карелии, около 3 тысяч заключенных Белбалткомбината, 1111 заключенных Соловецкого лагеря особого назначения («Большой соловецкий этап»).

«Сандармох» - это интернациональный мемориал. Здесь оборвалась жизнь 2154 русских, 762 финнов, 676 карелов, 493 украинцев, 212 поляков, 184 немцев, 89 белорусов..., представителей более 60 национальностей, 9 религиозных конфессий.

Сергей Иванович рассказал, что место массовых захоронений было обнаружено лишь в 1997 году. Но вспоминал, что они, местные жители, всегда обходили это место стороной, не собирали здесь ни грибы, ни ягоды. Здесь никогда не пели птицы, здесь никогда не видели животных, здесь никогда не бывало ветра, здесь и сейчас стояла гробовая тишина...






На территории мемориала находятся памятные знаки расстрелянным финнам, украинцам, венграм, полякам и представителям других национальностей...





Уезжали с тяжелым сердцем, а в голове только: "Люди, не убивайте друг друга!"

А это мы уже в Медвежьегорске.

После взятия Медвежьегорска финскими войсками в декабре 1941 года перед военным командованием Финляндии встал вопрос о создании на его территории мощного укрепрайона. К середине 1944 года все господствующие высоты, окаймляющие город с трех сторон, были превращены в сильные опорные пункты, которые представляли собой комплексные сооружения, вырубленные в скалах и тщательно замаскированные.

Вот, например, противотанковые заграждения из камня:



 а это казармы и убежища финнов внутри скал: 





Сергей Иванович очень удивился нашей подготовленности, ведь у нас у каждого сразу нашелся налобный фонарик... ))


круто у финнов было под землей! и казармы, и кухня, и даже туалеты...



это амбразуры дотов и находящиеся на поверхности бронированные колпаки с отверстиями для стрельбы...





Сейчас здесь растут деревья, но во время войны их не было, и город просматривался как на ладони. Гора так и называется - Лысуха...


Хозяин горы. :)))




Едем в МКУ«Медвежьегорский районный музей»...
Да, Киров подсказал, где парковаться... ;)


План и макет укреплений, по которым мы еще час назад лазили:




В музее Сергей Иванович рассказывает уже для детей...



И они тут же облепили его и слушали, затаив дыхание...


Потрясающий, невероятный рассказчик, душой переживающий за свой край и свою историю...


И только при прощании, обмениваясь визитками, мы узнали, что это был директор музея - Колтырин С.И..
- Сергей Иванович, от всей души спасибо Вам огромное за замечательнейшую экскурсию!


Пообедали в какой-то кафешке неподалеку... (даже в двух, в одной еды на всех не хватило))))




Вечером съезжаем с трассы Кола на ночевку на реке Онигма:









Женька с детьми набрали целую кучу грибов, и на ужин мы сварили огромный котелок грибного супа!



А это, пока мы варили суп, Виталик такой красоты наснимал!




Ну и, конечно же, не мог и свою красоту не пофоткать... ))))




 ну ладно, и брат засветился... ))


селфи:




Едем дальше...
У детей в третьем ряду спектакль "Говорящие головы"! :)





Погода испортилась окончательно...






А у нас впереди Беломорские петроглифы...
Приехали на место (от стоянки машин идти 2 км), надели дождевики, резиновые сапоги и пошли...

Вчера нам невероятно повезло с рассказчиком - оказался директором музея!, сегодня попросили немного рассказать о петроглифах продавца сувениров Алексея - опять слушали открыв рты! У него оказалась своя группа ВКонтакте "Беломорские петроглифы и Залавруга". :)) 


















Пока мы слушали Алексея, моя младшенькая умудрилась по пояс искупаться... Не дожидаясь остальных почапали к машине переодеваться... (когда вырастет, буду ей рассказывать в каком удивительном месте ей довелось отметиться!)))




Пересекли Полярный круг. Обязательное фото! )) (надо порыться в негативах, у нас с Женькой таких кадров куча была... из нашей автостопной юности... правда, мы тогда фото не печатали - родителей берегли  :)))


(а дождик так и моросит...)


Сегодня у нас первая ночевка за Полярным кругом... Весь день и всю ночь дождь не прекращается, температура упала до 12 градусов. А у нас тепло и сухо, красота! )))
Мое любимое походное блюдо - картошка с тушенкой! ))




Ёлочка случайно оказалась под тентом, пришлось нарядить! ))



Обычно, мои отчеты - это воспоминания о событиях и впечатлениях, пишу я их всегда по памяти, по фото. В этой поездке событий просто море, впечатлений - зашкаливает! Каждый день у нас разные достопримечательности, экскурсии, встречи, боясь запутаться или что-то пропустить, я даже записываю, где мы в этот день были и что видели! :))

29 июля. Едем в Хибины.



Впереди краешек Белого моря...


Не могли не заехать и не полюбоваться, тем более как раз и дождь наконец прекратился! Это Белое море за Кандалакшей:


 







Возвращаемся обратно через город...



И через сплошные озера (это все Имандра! - озеро в юго-западной части Кольского полуострова площадью 876км², оно имеет свыше 140 островов, разделено узкими протоками на три основных части: Большая Имандра, Экостровская Имандра и Бабинская Имандра), через город Апатиты, едем в Кировск.


(на радиаторе штаны серегины лежат... на самом деле, у нас там всю поездку постоянно что-то сушилось))




там вдалеке появились Хибины...








Кстати, когда-то именно здесь, в Кировске, 14 лет назад, мой муж первый раз поставил меня на сноуборд! :)


А на этом озере, Большой Вудъявр, мы даже пытались кататься на кайте... )))
 


Приехали в Ботанический сад в 14.45, в 15.00 у нас запланирована экскурсия, и нас ждут! (Коля, как?!!! Как можно так все расcчитать???)
Полное название - Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н. А. Аврорина. Открыт аж с 1931 года! И до 1994 года это был самый северный ботанический сад на планете (пока не открылся Арктический высокогорный ботанический сад (Tpomso Arktisk alpin Botanisk hage) в Норвегии)












Доехали до видовой площадки на Кировск:



да... печальненько...


но мы не отчаиваемся, у нас обед! ))


Очередная ночевка в Хибинах. Уже начинаем привыкать и к дождям и к холоду. Зато есть один плюс - чем севернее, тем светлее ночи! (забегая вперед, скажу! девчонки как-то ходили за грибами в 2 часа ночи!!!!!! трезвые! ;))



Пока ребята ищут место для стоянки, мы с Аленкой успеваем... Утром каша опять будет с черничкой! ))






Дети играют в мафию на улице, а у родителей своя мафия... :)))


Утром едем дальше в горы. В планах доехать до перевала Геологов...


Проезжаем пос. Ревда и Ловозерский горно-обогатительный комбинат...














Едем по серпантину... петля за петлей...


июльский снег лежит уже ниже нас...





любуемся перевалом Геологов... к сожалению, подъехать ближе не удалось:





а Лиза тем временем снеговичка слепила... )))





 


Дети нашли "петроглифы" :)))))


А тетя Женя - провокатор! пообещала, что даст конфету тому, кто пройдет через лужу...
и пока я отгоняла от лужи Сережку с Аришкой... Аленка успела честно конфетку заработать!




Тете Жене надо по попе! ))




Аккуратненько спустились с перевала, тут же сварили супчик  и пообедали...







Ура! Наконец-то за последние несколько дней тепло, сухо и солнышко! Просушиваем одежду и радуемся жизни! ))) (правда, теперь другая напасть - злющие и голоднющие суровые северные комары )))))



Едем в Мурманск!

продолжение здесь... 


2 комментария:

  1. Жду продолжения:3
    Очень интересно.

    ОтветитьУдалить
  2. Про массовые расстрелы уж больно сильно не ведитесь. В некоторых "одаренных" источниках и массовые сожжения проскакивали, и сами цифры более впечатлительными были.
    А по поездке - отличный обзор. Дети - большие молодцы, все тяготы и лишения, так сказать перенесли )

    ОтветитьУдалить